Трудоустройство молодежи

Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Но в настоящее время российское общество находится в непростой социально-политической и экономической ситуации.

Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодёжи остаётся неустойчивым. Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодёжи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

Молодых людей, впервые приходящих на рынок труда и не имеющих профессии или достаточного уровня профессиональных навыков, во всех странах мира принято относить к социально уязвимой группе населения. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства. А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.

Проблема молодёжной занятости в России очень актуальна в наши дни, так как далеко не все молодые специалисты, даже высококвалифицированные, могут благополучно трудоустроиться.

Занятость молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для создания кадрового состава и развития кадрового потенциала предприятий тесно взаимосвязаны между собой. Решение проблем занятости молодежи имеет ключевое место в любой развитой стране. Эта тема очень актуальна в современном обществе, так как спрос на молодую рабочую силу, не имеющего опыта работы и дополнительных навыков невелик.

Молодежный рынок труда характеризуется отсутствием нужного профессионального опыта, уровнем образования, что приводит к низкой конкурентоспособности по сравнению с другими возрастными группами на рынке труда.
Серьёзной проблемой молодёжной занятости является несоответствие объёмов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создаёт предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Молодые люди, получившие профессиональное образование, не имеют возможности применить свои навыки на практике. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодёжи, оканчивая учебное заведение, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий — с высшим и средним профессиональным образованием.

Какие трудности возникают при трудоустройстве?

  • .Часть молодых людей сталкивается с проблемой отсутствия опыта работы. Наличие опыта работы и стажа работы является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Не имеющих опыта работы выпускников на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия.
  • Другая проблема — невозможность устроиться на работу из-за половозрастных характеристик. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая женщина, не имеющая детей. Работодатель предполагает возможную скорую беременность сотрудницы и однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.
  • Так же одной из проблем является дисбаланс спроса и предложения на рынке труда. Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают учебные заведения. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным после окончания учебного заведения в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.
  • Следующей проблемой можно считать то, что молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.
    Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду, необходимость формирования у выпускников учебных заведений высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.

Содействие занятости и трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:

  1. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования.
    Образование молодежи — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.
    Реализация данных программ дает молодежи возможность эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.
  2. Содействие профессиональной подготовке молодежи.
    В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатное профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
    Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.
    Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование имеют молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности), и др.
    Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.
  3. Изменение порядка приема молодежи на работу.
    Основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.
    Сегодня есть возможность совместить вторичную занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Социальный эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.
  4. Квотирование мест для молодежи.
    Для усиления социальной защищенности молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.
  5. Развитие предпринимательской деятельности.
    В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.
  6. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам.
    Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.
    Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
    Общественная работа позволяет снизить социальную напряженность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими местами с оплатой труда.
  7. Организация ярмарок вакансий.
    В целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для определенных групп населения (молодежи, инвалидов, специалистов в определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и т. д.).
  8. Создание специальных молодежных организаций для решения проблемы занятости.
    Сегодня социальные предприятия для молодых людей — реальное явление на молодежном рынке труда. Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики, решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную категорию.
    Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющими друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение.